ББК 74. 00
К 90
Авторы: Кульневич Сергей Владимирович – доктор
педагогических
наук, профессор
Иванченко Валентина Николаевна – методист
высшей
квалификации отдела воспитательной работы Ростовского
ИПК и ПРО
Издательская программа
«Педагогика нового времени»
Серия: Управление современной школой
Кульневич С.В., Иванченко В.Н.
Дополнительное образование детей: методическая служба:
Практич. пособие для руководителей ДОД, методистов
и специалистов по дополнительному образованию детей,
студентов педагогических учебных заведений, слушателей
ИПК. - Ростов-н/Д: Изд-во “Учитель”, 2005. - 324с.
Под общей редакцией С.В. Кульневича
Рецензенты:
Баукова Н.Н. – главный специалист отдела экспертизы
и качества образования Министерства общего и профессионального
образования Ростовской области.
Рябченко А.М. – кандидат педагогических наук,
доцент, декан факультета методики воспитательной
работы Ростовского ИПК и ПРО.
В пособии рассмотрены новые подходы к решению проблем
организации и содержания деятельности методических
служб системы дополнительного образования детей.
Представлены различные виды методической продукции,
методической помощи, технологии и методики организации
методической деятельности в системе ДОД. Даны научные
и методические рекомендации по вопросам планирования
и организации деятельности методической службы,
по разработке Программы развития ОУДОД, образовательных
программ и др. Обобщены средства управления методической
деятельностью различных ОУДОД с ориентацией на содержание.
В «Приложениях» приведены положения о функциональных
обязанностях и аттестации сотрудников, о системе
мониторинга, другие материалы по регламентации деятельности
ОУДОД.
Книга адресована методистам и руководителям учреждений
дополнительного образования детей, педагогам-организаторам,
специалистам по дополнительному образованию, студентам
педагогических учебных заведений, слушателям ИПК
Все права на данную книгу принадлежат издательству
«Учитель», подтверждены юридически и защищены. Перепечатка,
копирование текстов, переговоры с авторами возможны
только по согласованию с издательством. Другие публикации
настоящего издания в любой форме, в целом или частями
являются противоправными и преследуются по закону.
ISBN 5-87259-296-5
ББК 74.00
© Кульневич С.В., Иванченко В.Н., 2005.
© Издательство “Учитель”, 2005.
Содержание
Что дополняет дополнительное образование? (предисловие)
Глава I .
СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
1. Выбор системы: проблемы и решения
2. Структура и содержание
3. Модели процесса деятельности методической
службы
4. Известные технологии с неизвестным содержанием
5. Целостные (содержательные) модели методической
службы
6. От задач и принципов – к технологиям самоорганизации
7. Моделирование воспитательной системы в
дополнительном образовании детей
Глава II
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Функции деятельности методической службы
2. Виды методической продукции
2.1. Образовательная программа (виды, типы;
классификации;
цели, задачи, содержание; этапы; структура, разделы;
контроль)
2.2. Учебный план (в рамках образовательной
программы)
2.3. Программа развития ОУДОД
3. Основные средства и формы методической
помощи
4. Обобщение педагогического опыта
Глава III
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
1. Памятка по разработке локальных актов
в ОУДОД
2. Примерный перечень локальных актов
3. Приказ о структуре методической службы
4. Положение о методическом совете
5. Положение о методическом отделе
6. Положение о методическом объединении
7. Положение о педагогическом совете ОУДОД
Глава IV
ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Методы организации занятия в детском творческом
объединении
2. Алгоритм разработки и модель занятия в
ОУДОД
3. Технология организации творческой и смыслопоисковой
деятельности
4. Технологии качественного анализа занятия
4.1. Проблема
качества содержания анализируемого занятия
4.2. Анализ
как средство управления качеством занятия
4.3. Критериальный
анализ и показатели эффективности
становления качественных основ личности на занятии
5. Схема анализа занятия в системе личностно
ориентированного образования
6. Схема анализа и оценки эффективности педагогического
взаимодействия на занятии
7. Методика организации деятельности Методического
совета ОУДОД
8. Технология создания адаптивной системы
управления методической службой в ОУДОД
9. Критерии и показатели эффективности управления
адаптивной системой методической службы
Глава V.
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В
СИСТЕМЕ ДОД
1. Организация планирования
2. Структура планирования методической деятельности
3. Примерные направления деятельности методической
службы, необходимые для планирования
4.Проблемно-тематическое планирование методической
деятельности в ОУДОД
4.1. Примерная тематика проблем
4.2. Организация работы над единой методической
темой
4.3. Формы организации методической работы
над единой темой
4.4. Развернутая
схема проблемно-тематического плана
Приложения
- Методические рекомендации по разработке
специализированных должностных инструкций для
системы ДОД
- Тарифно-квалификационные характеристики
(извлечения)
- Требования к квалификации по разрядам
оплаты
- Примерная специализированная должностная
инструкция методиста структурного подразделения
ОУДОД
- Примерное положение об аттестации
работников ОУДОД
- Положение об органах самоуправления
в системе ДОД
- Примерное положение о работе детских
объединений в общеобразовательной школе
- Положение о художественно-эстетическом
отделе ОУДОД
- Примерные правила внутреннего трудового
распорядка МОУ ДОД
- Положение об информационно-методическом
кабинете
- Положение о системе единого ведения
программно-методической документации педагогов
ОУДОД
- Примерная форма плана работы методиста
- План работы с молодыми специалистами
- Циклограммы деятельности методистов
- Система мониторинга в ОУДОД
- Мониторинг качества управленческой
деятельности
- Мониторинг качества по результатам
деятельности ОУДОД
- Экспертиза образовательных программ
(общие положения, алгоритм написания рецензии,
заключение экспертной группы, образец рецензии)
- Примерные программы самоанализа и
самооценки
Использованная литература
ЧТО ДОПОЛНЯЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?
(предисловие)
Тема дополнительного образования звучит сегодня
повсеместно. Иногда складывается впечатление, что
оно уже заменило основное. Появились даже методические
пособия, где к дополнительному образованию отнесена
воспитательная работа в школе и организация свободного
времени учащихся. Наверное, виной этому – примелькавшееся
словосочетание, которое вызывает далеко не всегда
верные ассоциации. Не только педагогов, но и школьников
и их родителей. Как правило, они связаны с образом
какого-то учебного заведения, где можно получить
новую, дополнительную к основной, специальность.
Поскольку речь идет о детях, то кроме специальности
выпускника, никакой другой (основной) профессией,
обучаясь в школе, они не овладевают. Следовательно,
дополнять вроде бы и нечего.
Однако не будем поддаваться главному искушению и
основной беде современной жизни: давайте не делать
скоропалительных выводов и принимать поспешных решений.
Дополнительное образование детей существует не для
того, чтобы давать им, детям, дополнительную специальность.
А для того, чтобы образовывать их в дополнение к
тем знаниям, умениям и навыкам, которые они получают
в школе. Очевидно, что этого «багажа» недостаточно.
Прежде всего – для самих детей.
Классно-урочная система образования существует в
наших школах именно в том виде, в каком она была
разработана около 400 лет назад великим Коменским.
Прошли столетия, а цель – развитие ученика через
обучение в классе – все так же направляет развивающую
деятельность школы на овладение все большей суммой
знаний. Такое обучение, действительно, развивает,
но при бережно сохраняемой классической организации
образования, как процесса передачи и закрепления
знаний – увы, только частично. Проблема комплексного
решения вопросов развития, воспитания и обучения
ребенка продолжает оставаться открытой.
За рамками этого многовекового процесса накопления
знаний и формирования умений их применять продолжают
оставаться те способы и средства духовного, интеллектуального,
эстетического, ценностного, смыслового и т.д. образования,
благодаря которым ученик и становится личностью.
В основе этих закрытых пока что для школы средств
– обращение к творческому началу человека. В основе
творчества, открывающего путь к становлению личности
– добровольность и самодеятельность. Дополнительное
образование другим не бывает, а те, кого загоняют
в кружки, секции и студии из-под палки – долго там
не остаются.
Эти качества – добровольность и самодеятельность
– не передаются и не формируются в процессе традиционного
обучения, их источник спрятан глубоко в сознании
ребенка. Но он там есть, у каждого. Обойти его,
оставить все там же, глубоко и далеко – значит,
отдалить и замедлить реальное развитие, перенести
его в ту жизнь, которая ожидает выпускника за порогом
детства. То, что жизнь научит, заставляя и вынуждая
искать творческие резервы в самом себе – сегодня
также очевидно, как и то, что страна давно вошла
в рыночные отношения, а подавляющее большинство
нашего населения к ним оказалось не готово.
Учителей в вузах продолжают готовить к передаче знаний,
умений и навыков, объем которых все увеличивается.
Вопросы личностного развития, воспитания личной
ответственности, разумной критичности, мотивирования
своей деятельности, способности к творческому освоению
жизни давно ушли из государственных документов об
образовании. Но отвечать на эти вопросы приходится
молодежи, следовательно, на них в первую очередь
должны быть готовы ответить учителя.
Планка личной ответственности педагогов поднялась
настолько высоко, что едва заметна из классов и
аудиторий. Но она – уже там, и если государство
из образования уходит, это не означает, что оно
перестанет спрашивать с педагогов за его качество.
Школа – система крайне сложная, устоявшаяся и поэтому
– тяжелая на подъем. Тем не менее, многие учителя,
которым небезразлична послешкольная судьба их выпускников,
уже перешли в режим достаточно автономной педагогической
деятельности. Нельзя сказать, что их – большинство,
но известные и малоизвестные школьные педагоги создают
свои авторские программы, что уже свидетельствует
о стремлении к автономности от тех, кто настаивает
на единых требованиях.
Стремление к определенной независимости – это начало
движения к личной самоорганизации, выжить без которой
современному человеку практически невозможно. Быть
автономным и самоорганизованным в школе трудно.
Школу раздирают противоречия: с одной стороны, она
не может существовать без здорового консерватизма
и поэтому представляет собой систему закрытую. С
другой стороны, школа институт социальный и не может
бесконечно отгораживаться от актуальных общественных
ожиданий. Значит, она должна быть еще и открытой
системой.
Общество, то есть все мы, ожидает, что школа уже
готовит самостоятельно мыслящих, нравственно развитых,
внутренне (а не из-под палки) активных, культурных
выпускников, способных быть субъектами самоорганизованной
ими же жизнедеятельности. А школа выпускает (в лучшем
случае) старательных исполнителей, культурные потребности
которых, взлетев на высоту программных требований
урока литературы, плавно опускаются в заплеванное
пространство между дискотекой и ближайшей подворотней.
В учреждениях дополнительного образования детей таких
противоречий меньше, а для культурной самоорганизации
педагогов и обучаемых есть необходимые средства.
Впрочем, они были там и раньше, однако далеко не
всегда использовались для развития ценностно-смысловой
сферы сознания детей, для их личностного роста.
Понять и признать этот недостаток – трудно и обидно.
Разве мало сил, таланта, души отдают педагоги дополнительного
образования детям, просто передавая им свои знания
и умения по освоению навыков моделирования, рукоделия,
развивая их театральные, спортивные и многие другие
способности и возможности?
А если – без обид, то почему бы не посмотреть на
свою, крайне необходимую детям, работу, несколько
с иной точки зрения? Такой угол зрения, и не один,
предлагают новые направления педагогической науки.
Система дополнительного образования детей, если
рассматривать ее с позиций новой науки – педагогической
синергетики – система становящаяся. А это значит,
что она еще открыта и легче принимает все новое.
Поэтому, с моей точки зрения, разгребать завалы
предрассудков, и, прежде всего – неверия в собственные
силы и возможности ребенка, очищать путь для чистой
энергии детского творчества, и, тем самым реализовывать
ценностно-личностный потенциал ребенка – в этом
и состоит главная задача педагогов дополнительного
образования.
Усложняется и задача методической службы в системе
дополнительного образования детей. Действие синергетических
принципов открывает педагогу, работающему в этой
системе, совершенно новые возможности. Очевидно,
что хороший педагог – сам себе методист. Он интересуется
всем новым и легко разберется, что, например, открытость
– это не только нагромождение теоретических постулатов
и не душа нараспашку. Это еще и набор конкретных
ориентиров для построения нового качества отношений
с детьми, благодаря которому привычная работа приобретает
совершенно новые смыслы, становится более качественной.
Он уже понимает: открыть ребенка с творческой стороны
– означает не только умение распахнуть его душу
всему новому, но и знание о том, каким образом это
сделать, не навредив человеку.
Пытливый педагог уже знаком с синергетическими технологиями
«открытия» новых знаний и умений, которые предоставляют
ему недостающий «инструмент». Он уже умеет использовать
нелинейность и спонтанность развития личности для
открытия ее творческого потенциала, представляя
ребенку то, чем он должен овладеть в незавершенном
и «приоткрытом» виде. Зачем? Чтобы его ученик мог
дополнить, довести это умение «до ума», прибегая
к своему, еще детскому и несовершенному, но уже
– личному опыту. Такая деятельность требует еще
более глубокого понимания того, что личности обучающего
и ученика - субъекты педагогического взаимодействия,
они открыты для постоянного обновления новыми смыслами
– знаний, отношений, пониманий. Что только благодаря
такому взаимодействию появляется творчество – и
обучающего, и обучающегося.
Но обо всем этом и многом другом знают единицы –
как учителей, так и педагогов системы дополнительного
образования. Если методическая служба здесь не только
для отчетности, то ей и карты в руки. Дополнительность
– это еще один главный принцип педагогической синергетики.
Он «работает» не на конфликт между знанием и незнанием,
а на компромисс между этими двумя состояниями. Дополнять
своими знаниями незнание других – это и есть внешнее
начало процесса внутренней самоорганизации. Без
внутренней самоорганизации, как способности дополнять,
достраивать, вытаскивать, выращивать себя из себя
способность к личному творчеству педагога зачастую
не доходит до детей. То есть, не вырастив в себе
личность, не самоорганизовав себя изнутри, педагогу
крайне сложно передавать свои умения и любовь к
творчеству. Отсутствие такой самоорганизации резко
снижает педагогическую культуру даже при очень высокой
профессиональной компетенции.
О том, зачем нужна такая культура, и как ее повысить,
мы писали достаточно много и подробно применительно
к организации методической работы в школе
. Методическая служба в системе
дополнительного образования детей имеет много общего
со школьной, но есть и особенности. Они-то и требуют
более пристального внимания.
На мой взгляд, помощь педагогам в таком профессионально-личностном
росте, где культура самоорганизации занимает равное
место рядом с профессиональной компетенцией, становится
главной функцией методической службы современного
учреждения дополнительного образования детей.
Сила и привлекательность системы дополнительного
образования – в его непохожести на школу – обязательную
среду обитания современного ребенка. В системе дополнительного
образования детей сочетаются различные виды человеческой
жизнедеятельности: обучение, общение, занятия «любимым
делом», отдых, развлечение, творчество, праздник
и т.д.
Его образовательное пространство – самая благоприятная
для реализации такой сложной задачи сфера. Здесь
можно достаточно свободно варьировать содержание
деятельности – оно еще не так зарегламентировано,
как в школе. Здесь легко сочетать групповые, массовые
и индивидуальные формы работы – здесь нет поурочного
расписания. Здесь гораздо проще организовывать реальное
сотворчество взрослых и детей. Здесь еще можно избежать
рутины – творчество ее не приемлет. Нет здесь идеологического
компонента, определявшего и омрачавшего благородную
деятельность детских и юношеских организаций, Дворцов
пионеров и школьников советского периода. Это и
многое другое делает дополнительное образование
уникальной системой.
Уникальность его методической службы определяется
еще и тем, что методическая учеба может проводиться
практически без отрыва педагога от учебно-воспитательного
процесса.
Один из авторов этого пособия, Валентина Николаевна
Иванченко – высококлассный специалист, проработавший
много лет в системе дополнительного образования
детей. Поэтому разработанная ею и успешно апробированная
система деятельности методической службы – это редкий
случай удачного взаимодействия практики и науки.
Успех обеспечен и тем, что учтена специфика дополнительного
образования, расписаны все необходимые нормативные
документы, представлены действительно уникальные
средства организации методической деятельности,
ее продукции и способов оказания методической помощи,
диагностики профессионализма педагога, методиста,
руководителя, конкретизирована роль методиста. Здесь
представлено все то, что придает деятельности методической
службы характеристики открытости и самоорганизации,
свойственные именно этой уникальной системе. Уверен,
это, и многое другое в пособии поможет снять главные
затруднения в работе начинающих методических служб,
повысить качество методических подразделений, действующих
давно.
Наше издательство присоединяется к высказанной автором
признательности в адрес тех учреждений дополнительного
образования детей, где данная система проходила
практическую апробацию и нашла отражение в ряде
использованных здесь материалов: Центрам внешкольной
работы, Дому детского художественного творчества
(г. Таганрог, г. Константиновск), Областной спортивной
школе олимпийского резерва (г. Ростов-на-Дону),
районным методическим центрам, Центрам дополнительного
образования детей (г. Аксай, Матвеево-Курганский
р-н Ростовской области).
С.В. Кульневич
Глава I.
СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
1. Выбор системы:
проблемы и решения
Зачем выбирать систему? Мы привыкли к тому, что
окружающие нас системы – это то, что следует принимать,
как неизбежный факт. Человек, работающий в системе
производства неких деталей, систему технологий не
выбирает. Тем более, если производство – конвейерное.
Выбирать здесь нечего, лучшая технология выбрана
исходя из оптимальных технических решений. И это
– справедливо, т.к. в случае инициативного выбора
произойдет технологический сбой. В современном образовании
великое множество систем, очень точно и скрупулезно
копирующих промышленное производство. В связи с
чем, и переживается очередной системный кризис образования.
Если принимать систему образования как неизменный
и неизбежный факт, а процессы обучения и воспитания
– как конвейерное производство промышленного типа,
то выбирать здесь, действительно, незачем и не из
чего. Но образование – живая субстанция, и не конвейер,
тем более, образование дополнительное. Поэтому выбирать
необходимо: между системой, работающей с человеком,
и системой, работающей с заготовкой детали; между
системой промышленных технологий и системой технологий,
ориентированных на человеческое в человеке. Прежде,
чем выбирать, следует определиться с тем, о чем
идет речь, поскольку понятие «система» не такое
простое, как мы привыкли считать.
Рассматривать какое-либо подразделение в образовании
удобнее всего как систему. Такой взгляд помогает
выстроить точное представление о том, что такое
интересующая нас методическая служба, как она связана
с другими подразделениями дополнительного образования
детей. Точное представление позволяет узнать, что
может, и что не может это подразделение как система.
Следовательно, от понимания возможностей выстраивается
и нормальная деятельность, т.е. весь функционал
составляющих ее частей.
Система эффективна уже потому, что в переводе с греческого
означает «целое, составленное из частей, соединенных
между собой». Философы уточняют: особенный смысл
системе придает то, что, даже будучи соединенными,
эти части четко разделены между собой. Таким образом,
главное в системе – порядок; упорядочивать, приводить
в порядок – это ее основное назначение. Порядок,
обеспечиваемый системой, обусловлен планомерным,
правильным расположением частей в определенной связи,
строгой последовательностью действий, например,
система в работе; принятый, установившийся распорядок
чего-л.
Все это – система, но только как форма, которая не
имеет смысла без содержания. Скорее всего, содержание
здесь определяется тем типом системы, к которому
она принадлежит. Для организации методической службы
в учреждениях дополнительного образования детей
особый интерес могут представлять такие типы систем,
как жесткий и гибкий, закрытый и открытый.
Выбрав один тип из каждой пары, Вы без затруднений
определите соответственные им типы целей, принципов,
содержания и средств методической деятельности.
Среди предложенных выше типов и надо выбрать тот,
который наиболее актуален, т.е. то, что в большей
степени соответствует современным потребностям.
Потребности принято делить на социальные (общественные)
и личные. Социальные – то, что хочет получить общество,
государство. Как правило, эти потребности оформляются
в нормативных документах об образовании в виде целей
и принципов. Цель образования – подготовка молодых
людей, как субъектов своей жизнедеятельности. Субъект
– это тот, кто активен, самостоятелен, мобилен;
это человек, прежде всего – творческий. В современных
условиях педагогический акцент переносится с формирования
способности демонстрировать внешнюю активность («активизм»)
на развитие способностей самостоятельно проявлять
творческий потенциал. Что требует от педагогов умений
воспитывать основы самоорганизации личности.
Наиболее актуальное понимание самоорганизации – способность
к самопорождению, самовыращиванию, самодостраиванию
недостающих для успешной деятельности качеств личности.
А это – уже категория внутренняя, смысловая, ценностная,
поскольку принадлежит внутреннему миру отдельного
человека. Таким образом, заданная цель – не только
социальная, но и личная потребность. Сложность состоит
в процессе совмещения этих потребностей. Успех здесь
зависит от того, насколько содержание личностных
качеств понимается адекватно тем ценностям, которые
и обеспечивают творческую, а не имитационную деятельность
молодого человека.
Если внимание с внешних средств педагогического воздействия
перемещается к средствам, «работающим» с внутренним
миром, то очевидной становится необходимость смены
жестких методов на гибкие. Таким образом, главным
действием в определении типа системы методической
службы становится умение установить смысл каждого
типа. Для этого следует обратиться к тому, что понимается
под содержанием деятельности с точки зрения ее ценностей
– как для педагогов, так и для детей.
Сознание не принимает привычного педагогического
давления – ни прямой передачи умений, ни убеждений
по образцу «это надо делать так, потому, что это
– правильно». Жесткая система управления образованием
в целом, и методической службой в частности уступает
место гибкой системе.
Если взять традиционное определение методической
службы, то мы обнаружим, что это – система организационно-педагогической
и управленческой деятельности администрации, руководителей
методических советов, методических объединений и
педагогов внутри образовательного учреждения. Такое
определение дает нам представление о том, чем занимается
методическая служба: организационно-педагогической
деятельностью – и кто в нее входит. Содержание этой
деятельности неизвестно, т.е. оно идет не оттого,
что должно определять методическую деятельность
изнутри, не от ценностей и смыслов методической
работы, а от функциональных обязанностей. Что и
есть проявление «жесткой» системности, поскольку
функциональные обязанности «задаются», а не разрабатываются
в зависимости от особенностей той или другой методической
службы.
Дополним это определение достаточно известным расширением:
в основе деятельности методической службы находится
непрерывное совершенствование педагогической квалификации
и профессионального мастерства педагогических кадров
в целях повышения качества образовательного процесса
и его результативности. Выделенное нами жирным шрифтом
может стать содержательной основой для деятельности
методической службы только тогда, когда мы четко
ответим на два вопроса: что имеется в виду и как
это следует делать.
Что такое «непрерывное совершенствование» более или
менее понятно: это постоянная учеба, которая и есть
основной смысл деятельности методических служб.
Затруднения возникают, когда мы пытаемся ответить
на вопросы: что именно следует изучать для повышения
качества? Что понимается под качеством? Подробный
анализ этой злободневной для методической деятельности
проблемы выявляет причины и средства ее решения,
представленные как современные смыслы методической
деятельности . Поскольку затруднения носят достаточно
общий характер, напомним, вкратце, о чем идет речь.
Главная проблема – одностороннее понимание педагогической
культуры как культуры технического исполнения. К
причинам ее устойчивого существования авторы относят:
вытеснение частными методиками передачи знаний и
умений целостных технологий развития смыслотворческой
деятельности; формирование информационной культуры,
исходя из приоритета количества информации о новейших
технологиях в ущерб качественной (смысловой, содержательной)
культуре; сохранение внешней централизации: инструктивное
вмешательство в управление методической работой,
увеличение объема отчетной документации и директив
по ее оформлению, понимание помощи и поддержки педагогам
как усиление требований (зачастую без должного понимания
их смысла), подмена разъяснений указаниями и т.д.
Перечисленные недостатки характеризуют систему методической
деятельности как закрытую и жесткую. Для их преодоления
предложены новые средства перевода управления методической
деятельностью из режима функционирования в режим
развития, перехода от директивного стиля управления
к рефлексивному, рассмотрено ценностное содержание
профессионально-личностных характеристик современного
педагога, его профессиональной самоорганизации,
ключевых компетенций и педагогического творчества,
даны новые критерии качества методической деятельности
и целостные технологии их реализации .
Описанная таким образом методическая деятельность
приобретает характеристики гибкой и открытой системы.
Применительно к организации методической службы
в дополнительном образовании детей следует учесть
ее системные особенности. Прежде всего – структурно-системные.
1. Кульневич С.В., Лакоценина
Т.П. Современный урок. Часть I. –Ростов
н/Д., Изд-во «Учитель», 2004. Главы I, III;
Кульневич С.В., Гончарова В.И., Мигаль
Е.А. Муниципальные методические службы:
Управление современной школой. Вып. 3. Практич.
пособие. - Ростов н/Д., Изд-во «Учитель»,
2003; Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ
современного урока. Учебно-методич. пособие.
2-е изд-е. – Ростов н/Д, Изд-во «Учитель»,
2003. С.9-14; Раздел III.
|