Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 
 


Книги - почтой

:::   


 


НОВЫЕ КНИГИ АПРЕЛЯ


Современный урок. Часть II: Не совсем обычные и совсем необычные уроки:    (.doc)
Дополнительное образование детей: методическая служба   (.doc)
Волшебный мир знаний. Выпуск II. Сказочный алфавит   (.doc)


ББК 74. 00
К 90
Авторы: Кульневич Сергей Владимирович
– доктор педагогических
наук, профессор
Иванченко Валентина Николаевна – методист высшей
квалификации отдела воспитательной работы Ростовского
ИПК и ПРО

Издательская программа
«Педагогика нового времени»
Серия: Управление современной школой



Кульневич С.В., Иванченко В.Н.
Дополнительное образование детей: методическая служба:
Практич. пособие для руководителей ДОД, методистов и специалистов по дополнительному образованию детей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: Изд-во “Учитель”, 2005. - 324с.

Под общей редакцией С.В. Кульневича

Рецензенты:
Баукова Н.Н.
– главный специалист отдела экспертизы и качества образования Министерства общего и профессионального образования Ростовской области.
Рябченко А.М. – кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета методики воспитательной работы Ростовского ИПК и ПРО.

      В пособии рассмотрены новые подходы к решению проблем организации и содержания деятельности методических служб системы дополнительного образования детей. Представлены различные виды методической продукции, методической помощи, технологии и методики организации методической деятельности в системе ДОД. Даны научные и методические рекомендации по вопросам планирования и организации деятельности методической службы, по разработке Программы развития ОУДОД, образовательных программ и др. Обобщены средства управления методической деятельностью различных ОУДОД с ориентацией на содержание. В «Приложениях» приведены положения о функциональных обязанностях и аттестации сотрудников, о системе мониторинга, другие материалы по регламентации деятельности ОУДОД.
      Книга адресована методистам и руководителям учреждений дополнительного образования детей, педагогам-организаторам, специалистам по дополнительному образованию, студентам педагогических учебных заведений, слушателям ИПК

Все права на данную книгу принадлежат издательству «Учитель», подтверждены юридически и защищены. Перепечатка, копирование текстов, переговоры с авторами возможны только по согласованию с издательством. Другие публикации настоящего издания в любой форме, в целом или частями являются противоправными и преследуются по закону.

ISBN 5-87259-296-5                                                        ББК 74.00

                                          © Кульневич С.В., Иванченко В.Н., 2005.
                                          © Издательство “Учитель”, 2005.


                                          Содержание
Что дополняет дополнительное образование? (предисловие)

Глава I .
СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

1. Выбор системы: проблемы и решения
2. Структура и содержание
3. Модели процесса деятельности методической службы
4. Известные технологии с неизвестным содержанием
5. Целостные (содержательные) модели методической службы
6. От задач и принципов – к технологиям самоорганизации
7. Моделирование воспитательной системы в дополнительном образовании детей

Глава II
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Функции деятельности методической службы
2. Виды методической продукции
      2.1. Образовательная программа (виды, типы; классификации;
      цели, задачи, содержание; этапы; структура, разделы;
      контроль)
      2.2. Учебный план (в рамках образовательной программы)
      2.3. Программа развития ОУДОД
3. Основные средства и формы методической помощи
4. Обобщение педагогического опыта

Глава III
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

1. Памятка по разработке локальных актов в ОУДОД
2. Примерный перечень локальных актов
3. Приказ о структуре методической службы
4. Положение о методическом совете
5. Положение о методическом отделе
6. Положение о методическом объединении
7. Положение о педагогическом совете ОУДОД

Глава IV
ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Методы организации занятия в детском творческом объединении
2. Алгоритм разработки и модель занятия в ОУДОД
3. Технология организации творческой и смыслопоисковой деятельности
4. Технологии качественного анализа занятия
      4.1. Проблема качества содержания анализируемого занятия
      4.2. Анализ как средство управления качеством занятия
      4.3. Критериальный анализ и показатели эффективности       становления качественных основ личности на занятии
5. Схема анализа занятия в системе личностно ориентированного образования
6. Схема анализа и оценки эффективности педагогического взаимодействия на занятии
7. Методика организации деятельности Методического совета ОУДОД
8. Технология создания адаптивной системы управления методической службой в ОУДОД
9. Критерии и показатели эффективности управления адаптивной системой методической службы

Глава V.
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ДОД

1. Организация планирования
2. Структура планирования методической деятельности
3. Примерные направления деятельности методической службы, необходимые для планирования
4.Проблемно-тематическое планирование методической деятельности в ОУДОД
      4.1. Примерная тематика проблем
      4.2. Организация работы над единой методической темой
      4.3. Формы организации методической работы над единой темой
      4.4. Развернутая схема проблемно-тематического плана

Приложения

  1.  Методические рекомендации по разработке специализированных должностных инструкций для системы ДОД 
  2.  Тарифно-квалификационные характеристики (извлечения) 
  3.  Требования к квалификации по разрядам оплаты 
  4.  Примерная специализированная должностная инструкция методиста структурного подразделения ОУДОД 
  5.  Примерное положение об аттестации работников ОУДОД 
  6.  Положение об органах самоуправления в системе ДОД 
  7.  Примерное положение о работе детских объединений в общеобразовательной школе 
  8.  Положение о художественно-эстетическом отделе ОУДОД 
  9.  Примерные правила внутреннего трудового распорядка МОУ ДОД 
  10.  Положение об информационно-методическом кабинете 
  11.  Положение о системе единого ведения программно-методической документации педагогов ОУДОД 
  12.  Примерная форма плана работы методиста 
  13.  План работы с молодыми специалистами 
  14.  Циклограммы деятельности методистов 
  15.  Система мониторинга в ОУДОД 
  16.  Мониторинг качества управленческой деятельности 
  17.  Мониторинг качества по результатам деятельности ОУДОД 
  18.  Экспертиза образовательных программ (общие положения, алгоритм написания рецензии, заключение экспертной группы, образец рецензии) 
  19.  Примерные программы самоанализа и самооценки
    Использованная литература

ЧТО ДОПОЛНЯЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?
                                              
(предисловие)

Тема дополнительного образования звучит сегодня повсеместно. Иногда складывается впечатление, что оно уже заменило основное. Появились даже методические пособия, где к дополнительному образованию отнесена воспитательная работа в школе и организация свободного времени учащихся. Наверное, виной этому – примелькавшееся словосочетание, которое вызывает далеко не всегда верные ассоциации. Не только педагогов, но и школьников и их родителей. Как правило, они связаны с образом какого-то учебного заведения, где можно получить новую, дополнительную к основной, специальность. Поскольку речь идет о детях, то кроме специальности выпускника, никакой другой (основной) профессией, обучаясь в школе, они не овладевают. Следовательно, дополнять вроде бы и нечего.
      Однако не будем поддаваться главному искушению и основной беде современной жизни: давайте не делать скоропалительных выводов и принимать поспешных решений. Дополнительное образование детей существует не для того, чтобы давать им, детям, дополнительную специальность. А для того, чтобы образовывать их в дополнение к тем знаниям, умениям и навыкам, которые они получают в школе. Очевидно, что этого «багажа» недостаточно. Прежде всего – для самих детей.
      Классно-урочная система образования существует в наших школах именно в том виде, в каком она была разработана около 400 лет назад великим Коменским. Прошли столетия, а цель – развитие ученика через обучение в классе – все так же направляет развивающую деятельность школы на овладение все большей суммой знаний. Такое обучение, действительно, развивает, но при бережно сохраняемой классической организации образования, как процесса передачи и закрепления знаний – увы, только частично. Проблема комплексного решения вопросов развития, воспитания и обучения ребенка продолжает оставаться открытой.
      За рамками этого многовекового процесса накопления знаний и формирования умений их применять продолжают оставаться те способы и средства духовного, интеллектуального, эстетического, ценностного, смыслового и т.д. образования, благодаря которым ученик и становится личностью. В основе этих закрытых пока что для школы средств – обращение к творческому началу человека. В основе творчества, открывающего путь к становлению личности – добровольность и самодеятельность. Дополнительное образование другим не бывает, а те, кого загоняют в кружки, секции и студии из-под палки – долго там не остаются.
      Эти качества – добровольность и самодеятельность – не передаются и не формируются в процессе традиционного обучения, их источник спрятан глубоко в сознании ребенка. Но он там есть, у каждого. Обойти его, оставить все там же, глубоко и далеко – значит, отдалить и замедлить реальное развитие, перенести его в ту жизнь, которая ожидает выпускника за порогом детства. То, что жизнь научит, заставляя и вынуждая искать творческие резервы в самом себе – сегодня также очевидно, как и то, что страна давно вошла в рыночные отношения, а подавляющее большинство нашего населения к ним оказалось не готово.
      Учителей в вузах продолжают готовить к передаче знаний, умений и навыков, объем которых все увеличивается. Вопросы личностного развития, воспитания личной ответственности, разумной критичности, мотивирования своей деятельности, способности к творческому освоению жизни давно ушли из государственных документов об образовании. Но отвечать на эти вопросы приходится молодежи, следовательно, на них в первую очередь должны быть готовы ответить учителя.
      Планка личной ответственности педагогов поднялась настолько высоко, что едва заметна из классов и аудиторий. Но она – уже там, и если государство из образования уходит, это не означает, что оно перестанет спрашивать с педагогов за его качество. Школа – система крайне сложная, устоявшаяся и поэтому – тяжелая на подъем. Тем не менее, многие учителя, которым небезразлична послешкольная судьба их выпускников, уже перешли в режим достаточно автономной педагогической деятельности. Нельзя сказать, что их – большинство, но известные и малоизвестные школьные педагоги создают свои авторские программы, что уже свидетельствует о стремлении к автономности от тех, кто настаивает на единых требованиях.
      Стремление к определенной независимости – это начало движения к личной самоорганизации, выжить без которой современному человеку практически невозможно. Быть автономным и самоорганизованным в школе трудно. Школу раздирают противоречия: с одной стороны, она не может существовать без здорового консерватизма и поэтому представляет собой систему закрытую. С другой стороны, школа институт социальный и не может бесконечно отгораживаться от актуальных общественных ожиданий. Значит, она должна быть еще и открытой системой.
      Общество, то есть все мы, ожидает, что школа уже готовит самостоятельно мыслящих, нравственно развитых, внутренне (а не из-под палки) активных, культурных выпускников, способных быть субъектами самоорганизованной ими же жизнедеятельности. А школа выпускает (в лучшем случае) старательных исполнителей, культурные потребности которых, взлетев на высоту программных требований урока литературы, плавно опускаются в заплеванное пространство между дискотекой и ближайшей подворотней.
      В учреждениях дополнительного образования детей таких противоречий меньше, а для культурной самоорганизации педагогов и обучаемых есть необходимые средства. Впрочем, они были там и раньше, однако далеко не всегда использовались для развития ценностно-смысловой сферы сознания детей, для их личностного роста. Понять и признать этот недостаток – трудно и обидно. Разве мало сил, таланта, души отдают педагоги дополнительного образования детям, просто передавая им свои знания и умения по освоению навыков моделирования, рукоделия, развивая их театральные, спортивные и многие другие способности и возможности?
      А если – без обид, то почему бы не посмотреть на свою, крайне необходимую детям, работу, несколько с иной точки зрения? Такой угол зрения, и не один, предлагают новые направления педагогической науки. Система дополнительного образования детей, если рассматривать ее с позиций новой науки – педагогической синергетики – система становящаяся. А это значит, что она еще открыта и легче принимает все новое. Поэтому, с моей точки зрения, разгребать завалы предрассудков, и, прежде всего – неверия в собственные силы и возможности ребенка, очищать путь для чистой энергии детского творчества, и, тем самым реализовывать ценностно-личностный потенциал ребенка – в этом и состоит главная задача педагогов дополнительного образования.
      Усложняется и задача методической службы в системе дополнительного образования детей. Действие синергетических принципов открывает педагогу, работающему в этой системе, совершенно новые возможности. Очевидно, что хороший педагог – сам себе методист. Он интересуется всем новым и легко разберется, что, например, открытость – это не только нагромождение теоретических постулатов и не душа нараспашку. Это еще и набор конкретных ориентиров для построения нового качества отношений с детьми, благодаря которому привычная работа приобретает совершенно новые смыслы, становится более качественной. Он уже понимает: открыть ребенка с творческой стороны – означает не только умение распахнуть его душу всему новому, но и знание о том, каким образом это сделать, не навредив человеку.
      Пытливый педагог уже знаком с синергетическими технологиями «открытия» новых знаний и умений, которые предоставляют ему недостающий «инструмент». Он уже умеет использовать нелинейность и спонтанность развития личности для открытия ее творческого потенциала, представляя ребенку то, чем он должен овладеть в незавершенном и «приоткрытом» виде. Зачем? Чтобы его ученик мог дополнить, довести это умение «до ума», прибегая к своему, еще детскому и несовершенному, но уже – личному опыту. Такая деятельность требует еще более глубокого понимания того, что личности обучающего и ученика - субъекты педагогического взаимодействия, они открыты для постоянного обновления новыми смыслами – знаний, отношений, пониманий. Что только благодаря такому взаимодействию появляется творчество – и обучающего, и обучающегося.
      Но обо всем этом и многом другом знают единицы – как учителей, так и педагогов системы дополнительного образования. Если методическая служба здесь не только для отчетности, то ей и карты в руки. Дополнительность – это еще один главный принцип педагогической синергетики. Он «работает» не на конфликт между знанием и незнанием, а на компромисс между этими двумя состояниями. Дополнять своими знаниями незнание других – это и есть внешнее начало процесса внутренней самоорганизации. Без внутренней самоорганизации, как способности дополнять, достраивать, вытаскивать, выращивать себя из себя способность к личному творчеству педагога зачастую не доходит до детей. То есть, не вырастив в себе личность, не самоорганизовав себя изнутри, педагогу крайне сложно передавать свои умения и любовь к творчеству. Отсутствие такой самоорганизации резко снижает педагогическую культуру даже при очень высокой профессиональной компетенции.
      О том, зачем нужна такая культура, и как ее повысить, мы писали достаточно много и подробно применительно к организации методической работы в школе 1. Методическая служба в системе дополнительного образования детей имеет много общего со школьной, но есть и особенности. Они-то и требуют более пристального внимания.
      На мой взгляд, помощь педагогам в таком профессионально-личностном росте, где культура самоорганизации занимает равное место рядом с профессиональной компетенцией, становится главной функцией методической службы современного учреждения дополнительного образования детей.
      Сила и привлекательность системы дополнительного образования – в его непохожести на школу – обязательную среду обитания современного ребенка. В системе дополнительного образования детей сочетаются различные виды человеческой жизнедеятельности: обучение, общение, занятия «любимым делом», отдых, развлечение, творчество, праздник и т.д.
      Его образовательное пространство – самая благоприятная для реализации такой сложной задачи сфера. Здесь можно достаточно свободно варьировать содержание деятельности – оно еще не так зарегламентировано, как в школе. Здесь легко сочетать групповые, массовые и индивидуальные формы работы – здесь нет поурочного расписания. Здесь гораздо проще организовывать реальное сотворчество взрослых и детей. Здесь еще можно избежать рутины – творчество ее не приемлет. Нет здесь идеологического компонента, определявшего и омрачавшего благородную деятельность детских и юношеских организаций, Дворцов пионеров и школьников советского периода. Это и многое другое делает дополнительное образование уникальной системой.
      Уникальность его методической службы определяется еще и тем, что методическая учеба может проводиться практически без отрыва педагога от учебно-воспитательного процесса.
      Один из авторов этого пособия, Валентина Николаевна Иванченко – высококлассный специалист, проработавший много лет в системе дополнительного образования детей. Поэтому разработанная ею и успешно апробированная система деятельности методической службы – это редкий случай удачного взаимодействия практики и науки. Успех обеспечен и тем, что учтена специфика дополнительного образования, расписаны все необходимые нормативные документы, представлены действительно уникальные средства организации методической деятельности, ее продукции и способов оказания методической помощи, диагностики профессионализма педагога, методиста, руководителя, конкретизирована роль методиста. Здесь представлено все то, что придает деятельности методической службы характеристики открытости и самоорганизации, свойственные именно этой уникальной системе. Уверен, это, и многое другое в пособии поможет снять главные затруднения в работе начинающих методических служб, повысить качество методических подразделений, действующих давно.
      Наше издательство присоединяется к высказанной автором признательности в адрес тех учреждений дополнительного образования детей, где данная система проходила практическую апробацию и нашла отражение в ряде использованных здесь материалов: Центрам внешкольной работы, Дому детского художественного творчества (г. Таганрог, г. Константиновск), Областной спортивной школе олимпийского резерва (г. Ростов-на-Дону), районным методическим центрам, Центрам дополнительного образования детей (г. Аксай, Матвеево-Курганский р-н Ростовской области).
С.В. Кульневич

Глава I.
СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ


      1. Выбор системы: проблемы и решения
Зачем выбирать систему? Мы привыкли к тому, что окружающие нас системы – это то, что следует принимать, как неизбежный факт. Человек, работающий в системе производства неких деталей, систему технологий не выбирает. Тем более, если производство – конвейерное. Выбирать здесь нечего, лучшая технология выбрана исходя из оптимальных технических решений. И это – справедливо, т.к. в случае инициативного выбора произойдет технологический сбой. В современном образовании великое множество систем, очень точно и скрупулезно копирующих промышленное производство. В связи с чем, и переживается очередной системный кризис образования.
      Если принимать систему образования как неизменный и неизбежный факт, а процессы обучения и воспитания – как конвейерное производство промышленного типа, то выбирать здесь, действительно, незачем и не из чего. Но образование – живая субстанция, и не конвейер, тем более, образование дополнительное. Поэтому выбирать необходимо: между системой, работающей с человеком, и системой, работающей с заготовкой детали; между системой промышленных технологий и системой технологий, ориентированных на человеческое в человеке. Прежде, чем выбирать, следует определиться с тем, о чем идет речь, поскольку понятие «система» не такое простое, как мы привыкли считать.
Рассматривать какое-либо подразделение в образовании удобнее всего как систему. Такой взгляд помогает выстроить точное представление о том, что такое интересующая нас методическая служба, как она связана с другими подразделениями дополнительного образования детей. Точное представление позволяет узнать, что может, и что не может это подразделение как система. Следовательно, от понимания возможностей выстраивается и нормальная деятельность, т.е. весь функционал составляющих ее частей.
      Система эффективна уже потому, что в переводе с греческого означает «целое, составленное из частей, соединенных между собой». Философы уточняют: особенный смысл системе придает то, что, даже будучи соединенными, эти части четко разделены между собой. Таким образом, главное в системе – порядок; упорядочивать, приводить в порядок – это ее основное назначение. Порядок, обеспечиваемый системой, обусловлен планомерным, правильным расположением частей в определенной связи, строгой последовательностью действий, например, система в работе; принятый, установившийся распорядок чего-л.
      Все это – система, но только как форма, которая не имеет смысла без содержания. Скорее всего, содержание здесь определяется тем типом системы, к которому она принадлежит. Для организации методической службы в учреждениях дополнительного образования детей особый интерес могут представлять такие типы систем, как жесткий и гибкий, закрытый и открытый.
      Выбрав один тип из каждой пары, Вы без затруднений определите соответственные им типы целей, принципов, содержания и средств методической деятельности. Среди предложенных выше типов и надо выбрать тот, который наиболее актуален, т.е. то, что в большей степени соответствует современным потребностям.
      Потребности принято делить на социальные (общественные) и личные. Социальные – то, что хочет получить общество, государство. Как правило, эти потребности оформляются в нормативных документах об образовании в виде целей и принципов. Цель образования – подготовка молодых людей, как субъектов своей жизнедеятельности. Субъект – это тот, кто активен, самостоятелен, мобилен; это человек, прежде всего – творческий. В современных условиях педагогический акцент переносится с формирования способности демонстрировать внешнюю активность («активизм») на развитие способностей самостоятельно проявлять творческий потенциал. Что требует от педагогов умений воспитывать основы самоорганизации личности.
      Наиболее актуальное понимание самоорганизации – способность к самопорождению, самовыращиванию, самодостраиванию недостающих для успешной деятельности качеств личности. А это – уже категория внутренняя, смысловая, ценностная, поскольку принадлежит внутреннему миру отдельного человека. Таким образом, заданная цель – не только социальная, но и личная потребность. Сложность состоит в процессе совмещения этих потребностей. Успех здесь зависит от того, насколько содержание личностных качеств понимается адекватно тем ценностям, которые и обеспечивают творческую, а не имитационную деятельность молодого человека.

      Если внимание с внешних средств педагогического воздействия перемещается к средствам, «работающим» с внутренним миром, то очевидной становится необходимость смены жестких методов на гибкие. Таким образом, главным действием в определении типа системы методической службы становится умение установить смысл каждого типа. Для этого следует обратиться к тому, что понимается под содержанием деятельности с точки зрения ее ценностей – как для педагогов, так и для детей.
      Сознание не принимает привычного педагогического давления – ни прямой передачи умений, ни убеждений по образцу «это надо делать так, потому, что это – правильно». Жесткая система управления образованием в целом, и методической службой в частности уступает место гибкой системе.
      Если взять традиционное определение методической службы, то мы обнаружим, что это – система организационно-педагогической и управленческой деятельности администрации, руководителей методических советов, методических объединений и педагогов внутри образовательного учреждения. Такое определение дает нам представление о том, чем занимается методическая служба: организационно-педагогической деятельностью – и кто в нее входит. Содержание этой деятельности неизвестно, т.е. оно идет не оттого, что должно определять методическую деятельность изнутри, не от ценностей и смыслов методической работы, а от функциональных обязанностей. Что и есть проявление «жесткой» системности, поскольку функциональные обязанности «задаются», а не разрабатываются в зависимости от особенностей той или другой методической службы.
      Дополним это определение достаточно известным расширением: в основе деятельности методической службы находится непрерывное совершенствование педагогической квалификации и профессионального мастерства педагогических кадров в целях повышения качества образовательного процесса и его результативности. Выделенное нами жирным шрифтом может стать содержательной основой для деятельности методической службы только тогда, когда мы четко ответим на два вопроса: что имеется в виду и как это следует делать.
      Что такое «непрерывное совершенствование» более или менее понятно: это постоянная учеба, которая и есть основной смысл деятельности методических служб. Затруднения возникают, когда мы пытаемся ответить на вопросы: что именно следует изучать для повышения качества? Что понимается под качеством? Подробный анализ этой злободневной для методической деятельности проблемы выявляет причины и средства ее решения, представленные как современные смыслы методической деятельности . Поскольку затруднения носят достаточно общий характер, напомним, вкратце, о чем идет речь.
      Главная проблема – одностороннее понимание педагогической культуры как культуры технического исполнения. К причинам ее устойчивого существования авторы относят: вытеснение частными методиками передачи знаний и умений целостных технологий развития смыслотворческой деятельности; формирование информационной культуры, исходя из приоритета количества информации о новейших технологиях в ущерб качественной (смысловой, содержательной) культуре; сохранение внешней централизации: инструктивное вмешательство в управление методической работой, увеличение объема отчетной документации и директив по ее оформлению, понимание помощи и поддержки педагогам как усиление требований (зачастую без должного понимания их смысла), подмена разъяснений указаниями и т.д.
      Перечисленные недостатки характеризуют систему методической деятельности как закрытую и жесткую. Для их преодоления предложены новые средства перевода управления методической деятельностью из режима функционирования в режим развития, перехода от директивного стиля управления к рефлексивному, рассмотрено ценностное содержание профессионально-личностных характеристик современного педагога, его профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества, даны новые критерии качества методической деятельности и целостные технологии их реализации .
      Описанная таким образом методическая деятельность приобретает характеристики гибкой и открытой системы. Применительно к организации методической службы в дополнительном образовании детей следует учесть ее системные особенности. Прежде всего – структурно-системные.



1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть I. –Ростов н/Д., Изд-во «Учитель», 2004. Главы I, III; Кульневич С.В.,  Гончарова В.И., Мигаль Е.А. Муниципальные методические службы: Управление современной школой. Вып. 3. Практич. пособие. - Ростов н/Д., Изд-во «Учитель», 2003; Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. Учебно-методич. пособие. 2-е изд-е. – Ростов н/Д, Изд-во «Учитель», 2003. С.9-14; Раздел III.


 



© С.В.Кульневич

Сайт управляется системой uCoz