|
|
Содержание
Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических
чувств у дошкольников. ........ 3
Моя страна (план-схема) ......................................................................7
Перспективное планирование ............................................................8
Тема I. Русь изначальная.............................................
15
Познавательная деятельность. ...............................16
Занятие 1. Красна изба ......................................
Занятие 2. Приходите в гости к нам..............................................
17
Занятие 3. Первые знахари на руси ..................................................19
Занятие 4. Октябрь - грязник - ни колеса, ни полоза
не любит.............. 20
Занятие 5. Дело мастера боится .....................................................
21
Занятие 6. Хлеб - всему голова ........................................................
23
Занятие 7. Мир человека: между своим и чужим.....................................
25
Художественно-речевая деятельность....28
Занятие 1. Наши предки - славяне ........................................
Занятие 2. Прошлое и настоящее нашей Родины .........................29
Занятие 3, Славяне - значит славный народ .......................
32
Занятие 4. А словечко говорит, словно реченька журчит.........................
33
Занятие 5. В страду одна забота: не стояла бы работа
............................... 35
Занятие 6. Ой вы гой еси, богатыри да русские! ........................................
36
Занятие 7. Молодец все к молодцу: Кудри золотые.
Густо вьются по плечам, Очи голубые ............
37
Художественно-творческая деятельность .... .39
Занятие 1. Прикладные ремесла древних славян.
Занятие 2. Одежда славян ............................
................ 40
Занятие 3. Девичьи головные уборы ...............................................................
42
Занятие 4. Женские головные уборы ..............................................................
43
Занятие 5. Привески-обереги.............................................................................
44
Занятие 6. Пояса-обереги ....................................................................................
45
Занятие 7. Игрушки древних славян ...............................................................
46
Музыкальное творчество .....................................
48
Занятие 1. Семенов день!......................................................................................
Занятие 2. Эх, чай, чай, чай... Уж ты, кумушка,
встречай!........................ 49
Занятие 3. Как у наших, у ворот........................................................................
51
Занятие 4. Мы давно блинов не ели, Мы блиночков
захотели!................ 52
Занятие 5. Чье же это поле золотом блестит? Это
наше поле в золоте стоит!.........................
53
Занятие 6 Ты, рябинушка белкудрявая .........................................................
54
Занятие 7 Ах вы гусли, мои гусли ....................................................................
55
Мини-панорама итоговых занятий по теме «Русь изначальная»................................
57
Занятие 1. Любовь к земле родится в сердце!................................................
-
Занятие 2. Наши предки - славяне!.................................................................
62
Занятие 3. Ремесла далекого прошлого ..........................................................
70
Занятие 4. Мне все в краю родимом мило, Мне все
здесь душу веселит!................... 72
Тема 2. Вышли все мы из природы .........................
79
Познавательная деятельность..........................................................
80
Занятие 1. Тайны маленького зернышка........................................................
-
Занятие 2. То березка, то рябинка ....................................................................
81
Занятие 3. Кто главный в лесу?........................................................................
82
Занятие 4. Лес в жизни человека .....................................................................
83
Занятие 5. Воздух вокруг нас .............................................................................
84
Занятие 6. Вот труба - над ней дым! ..............................................................
85
Занятие 7. Наши добрые дела.............................................................................
86
Художественно-речевая деятельность..........................................
88
Занятие 1. Мир звуков...........................................................................................
-
Занятие 2. Предметное письмо..........................................................................
89
Занятие 3. Узелковое письмо .............................................................................
90
Занятие4. Клинопись. Иероглифы..................................................................
91
Занятие 5. Берестяные грамоты ......................................................................
93
Занятие 6. Кириллица...........................................................................................
94
Занятие 7. Современный алфавит и знаковое письмо
.............................. 95
Художественно-творческая деятельность .............................
97
Занятие 1. Природные стихии ............................................................................
_
Занятие 2. Мир растений .....................................................................................
gg
Занятие 3. Мир животных.................................................................................
100
Занятие 4. Человек...............................................................................................
101
Занятие 5. Наскальная живопись ...................................................................
103
Занятие 6. Буквица ..............................................................................................
104
Занятие 7. Кисточка предков............................................................................
105
Музыкальное творчество ...........................................................
107
Занятие 1. Утро в лесу ........................................................................................
—
Занятие 2. Встреча в концертном зале ..........................................................
108
Занятие 3. Лебединая песнь..............................................................................
НО
Занятие 4. Завтра будет счастливый день! ..................................................
112
Занятие 5. Времена года .....................................................................................
113
Занятие 6. Подснежник ......................................................................................
114
Занятие 7. Белые ночи ........................................................................................
115
Мини-панорама итоговых занятий по теме «Вышли все
мы из природы» .......................... 117
Занятие 1. Как это было? ...................................................................................
—
Занятие 2. Цветные голоса природы..............................................................
124
Занятие 3. Неизведанное рядом ......................................................................
126
Занятие 4. Сиреневый бал природы...............................................................
131
Тема 3. Россия.Золотой век....................................
137
Познавательная деятельность .......................................
138
Занятие 1. Наша голубая планета .............................................................
—
Занятие 2. Многоликая Луна .....................................................................
140
Занятие 3. Солнце - большая звезда .......................................................141
Занятие 4. День-ночь .........................................................................143
Занятие 5. Готовимся к космическому путешествию
............................ 144
Занятие 6. Большое космическое путешествие ..............................145
Занятие 7. Небесный зоопарк ....................................................................
146
Приложение....................................................
147
Художественно-речевая деятельность.....................150
Занятие 1. А.С. Пушкин - солнце русской поэзии Золотого
века...... —
Занятие 2. Подруга дней моих суровых.......................................
152
Занятие 3. Сказочный мир А.С. Пушкина........................
154
Занятие 4. За что мы любим эти сказки? .......................................155
Занятие 5. Не задавайся, не проси лишку, а то останешься
у разбитого корыта....................... 156
Занятие 6. Сказки А.С. Пушкина - наука о жизни ..................................
158
Занятие 7. Сказки А.С. Пушкина и торжество добра
и справедливости ....................................
159
Художественно-творческая деятельность .................................
161
Занятие 1. Художник-портретист М.А. Кипренский ..............................
—
Занятие 2. Художник-портретист Тропинин .............................................
163
Занятие 3. Художник-портретист И.Н. Крамской ...................................
164
Занятие 4. Автопортрет ......................................................................................
165
Занятие 5. Художники-пейзажисты ..............................................................
166
Занятие 6. Правила перспективы ...................................................................
168
Занятие 7. Лесной художник............................................................................
169
Музыкальное творчество ...—......................................................
171
Занятие 1. Звезды как люди. Люди как звезды..........................................
—
Занятие 2. Я помню чудное мгновенье..........................................................
172
Занятие 3. Вальс-фантазия ...............................................................................
173
Занятие 4. Автобиографические странички из жизни
великого композитора М.И. Глинки. 1-я страничка.
........ 174
Занятие 5 Автобиографические странички из жизни
великого композитора М.И. Глинки. 2-я страничка
...... 175
Занятие 6 Автобиографические странички из жизни
великого композитора М.И. Глинки. 3-я страничка
....... 176
Занятие 7 Автобиографические странички из жизни
великого композитора М.И. Глинки. 4-я страничка
....... 177
Мини-панорама итоговых занятий по теме «Россия.
Золотой век»........................... 179
Занятие 1. О чем нам поведали звезды? .......................................................
-
Занятие 2. Что за прелесть эти сказки. Каждая есть
поэма ................... 181
Занятие 3. Не знаю счастья большего, чем жить одной
судьбой ......... 191
Занятие 4. И снова музыка звучит! И снова мы в далеком
прошлом! .... 197
Предисловие.
Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических
чувств у дошкольников «Сильнее, чем она есть, я
не могу ее сделать. Не видишь разве, как велика
ее сила? Не видишь, что ей служат и люди, и животные?
Ведь она босая обошла полсвета!.. Не у нас ей занимать
силу!.. Сила в ее милом, невинном детском сердечке!!»
Г.Х. Андерсен «Снежная королева» Меняются времена,
эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека
к добру, любви, свету, красоте, истине.
Самое большое счастье для родителей - вырастить
здоровых и высоконравственных детей. Дошкольный
возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый
период всех высоких человеческих начал. Сохранить
человеческое в наших детях, заложить нравственные
основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным
влияниям, учить их правилам общения и умению жить
среди людей - эти идеи были истоками создания программы
«Возрождение национальной культуры и воспитание
нравственно-патриотических чувств у дошкольников».
Главной целью данной педагогической системы является
создание оптимальных условий для всестороннего развития
нравственно-патриотического потенциала дошкольника
через грамотное построение целостного педагогического
процесса в дошкольном учреждении на основе синтеза
опыта традиционной российской системы общественного
дошкольного образования и обобщения, систематизации,
интеграции достоверных, научно-исторических материалов.
В основу программы положены важнейшие стратегические
принципы современной системы российского образования:
- профессиональная компетентность педагога, основанная
на личностно-ориентированном взаимодействии его
с ребенком; - сохранение самоценности дошкольного
периода, как созидательного, раскрывающего ребенку
окружающий мир и высокую духовность национальной
культуры; - сочетание научности и доступности исторического
материала, учитывая приоритет ведущей деятельности
дошкольника - Игру; - взаимосвязь и взаимопроникновение
разных видов искусства и разнообразных видов детской
деятельности - как главный принцип формирования
творчески активной личности дошкольника; - единство
тематических целей и специфичность средств выразительности
каждого вида искусства в отдельности.
Применение программы «Моя страна» в практической
деятельности способствует решению большинства воспитательных
задач:
1. Формированию эстетически развитой личности, эмоционально
отзывчивой на высокохудожественные произведения,
исторические факты становления и развития национальной
культуры, ее традиции и обычаи.
2. Развитию активности творческого потенциала нравственных
начал у дошкольника через осознание самого себя
в своих поступках, чувствах, поведении.
3. Совершенствованию коммуникативности среди взрослых
и сверстников.
4. Соприкосновению дошкольника с высоконравственными
идеалами общечеловеческих ценностей и национальной
культуры мирового значения.
Содержание программы «Моя страна. Возрождение национальной
культуры и воспитание нравственно-патриотических
чувству дошкольников» включает в себя 3 темы:
1. «Русь изначальная». Становление Руси, быт и уклад
жизни наших предков.
2. «Вышли все мы из природы». Зарождение славянской
письменности. Кирилл и Мефодий.
3. «Россия. Золотой век». Великие люди великого
века. Каждая из тем является общей для разных видов
детской деятельности: - познавательной; - художественно-речевой;
- художественно-творческой; - музыкальной. Г
лавным условием реализации данной программы является
естественное «вхождение» в целостный педагогический
процесс, который выстраивается по принципу тематического
доминирования воспитательно-образовательных целей.
|