Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 



Книги - почтой

:::   


 


НОВЫЕ КНИГИ АВГУСТА


  

Моя страна.
Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ


УДК 373.24
ББК 74.100.5 М87

Составители:
Натарова В.И., Карпухина Н.И., Фельдшерова Н.А., Борискина Н.В., Вощинская Н.А., Фролова Т.А., Колесова Н.В.
М 87 Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств.
Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // Авт.-сост. Натарова В.И. и др. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. - 205 с.
ISBN 5-98225-031-7

В пособии представлены циклы занятий по разным видам детской деятельности: познавательной, художественно-речевой, художественно-творческой, музыкальной. Циклы объединены темами «Русь изначальная», «Все мы вышли из природы», «Россия. Золотой век». Содержание книги способствует развитию творческого потенциала дошкольника и формированию нравственно-этических норм.
Книга может быть рекомендована воспитателям, музыкальным руководителям, воспитателям по изодеятельности, логопедам, учителям начальных классов, гувернерам, родителям, занимающихся с детьми старшего дошкольного возраста.
Другие публикации настоящего издания в любой форме, в целом или частями, являются противоправными и преследуются по закону.

© Натарова В. И., Карпухина Н. И., Борискина Н. В., Фельдшерова Н.А., Вощинская Н.А. Фролова Т.А., Колесова Н.В., авторы-составители, 2005
ISBN 5-98225-031-7

© Оформление. ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005 Гл. редактор С.С. Лакоценин. Отв. редактор Ю.А.Крапивин. Набор В.И. Токарев. Корректоры: Л.Н. Талтынова, Н.Э. Кузнецова. Верстка А.И. Клюшкин. Обложка Ю.А. Крапивин. Изд. лиц. ЛР 65-40 от 24.08.99 г.

Подписано в печать 11.02.05. Бумага газетная. Формат 60x84 1/16. Гарнитура «Петербург». Объем 13 п. л. Печать офсетная. Ти¬раж 10 000 экз. Заказ 11041 (кр -sm).

                         Издательство ТЦ «Учитель».
         ЧП Лакоценин. г. Воронеж, ул. Ворошилова, 38а.


Отпечатано на Федеральном государственном унитарном предприятии Смоленский полиграфический комбинат Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. 214020, г. Смоленск, ул. Смольянинова, 1.


Содержание

Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. ........ 3
Моя страна (план-схема) ......................................................................7
Перспективное планирование ............................................................8
Тема I. Русь изначальная............................................. 15

Познавательная деятельность. ...............................16
Занятие 1. Красна изба ......................................
Занятие 2. Приходите в гости к нам.............................................. 17
Занятие 3. Первые знахари на руси ..................................................19
Занятие 4. Октябрь - грязник - ни колеса, ни полоза не любит.............. 20
Занятие 5. Дело мастера боится ..................................................... 21
Занятие 6. Хлеб - всему голова ........................................................ 23
Занятие 7. Мир человека: между своим и чужим..................................... 25

Художественно-речевая деятельность....28
Занятие 1. Наши предки - славяне ........................................
Занятие 2. Прошлое и настоящее нашей Родины .........................29
Занятие 3, Славяне - значит славный народ ....................... 32
Занятие 4. А словечко говорит, словно реченька журчит......................... 33
Занятие 5. В страду одна забота: не стояла бы работа ............................... 35
Занятие 6. Ой вы гой еси, богатыри да русские! ........................................ 36
Занятие 7. Молодец все к молодцу: Кудри золотые. Густо вьются по плечам, Очи голубые ............ 37

Художественно-творческая деятельность .... .39
Занятие 1. Прикладные ремесла древних славян. 
Занятие 2. Одежда славян ............................ ................ 40
Занятие 3. Девичьи головные уборы ............................................................... 42
Занятие 4. Женские головные уборы .............................................................. 43
Занятие 5. Привески-обереги............................................................................. 44
Занятие 6. Пояса-обереги .................................................................................... 45
Занятие 7. Игрушки древних славян ............................................................... 46

Музыкальное творчество ..................................... 48
Занятие 1. Семенов день!......................................................................................
Занятие 2. Эх, чай, чай, чай... Уж ты, кумушка, встречай!........................ 49
Занятие 3. Как у наших, у ворот........................................................................ 51
Занятие 4. Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели!................ 52
Занятие 5. Чье же это поле золотом блестит? Это наше поле в золоте стоит!......................... 53
Занятие 6 Ты, рябинушка белкудрявая ......................................................... 54
Занятие 7 Ах вы гусли, мои гусли .................................................................... 55

Мини-панорама итоговых занятий по теме «Русь изначальная»................................ 57
Занятие 1. Любовь к земле родится в сердце!................................................ -
Занятие 2. Наши предки - славяне!................................................................. 62
Занятие 3. Ремесла далекого прошлого .......................................................... 70
Занятие 4. Мне все в краю родимом мило, Мне все здесь душу веселит!................... 72

Тема 2. Вышли все мы из природы ......................... 79

Познавательная деятельность.......................................................... 80
Занятие 1. Тайны маленького зернышка........................................................ -
Занятие 2. То березка, то рябинка .................................................................... 81
Занятие 3. Кто главный в лесу?........................................................................ 82
Занятие 4. Лес в жизни человека ..................................................................... 83
Занятие 5. Воздух вокруг нас ............................................................................. 84
Занятие 6. Вот труба - над ней дым! .............................................................. 85
Занятие 7. Наши добрые дела............................................................................. 86

Художественно-речевая деятельность.......................................... 88
Занятие 1. Мир звуков........................................................................................... -
Занятие 2. Предметное письмо.......................................................................... 89
Занятие 3. Узелковое письмо ............................................................................. 90
Занятие4. Клинопись. Иероглифы.................................................................. 91
Занятие 5. Берестяные грамоты ...................................................................... 93
Занятие 6. Кириллица........................................................................................... 94
Занятие 7. Современный алфавит и знаковое письмо .............................. 95

Художественно-творческая деятельность ............................. 97
Занятие 1. Природные стихии ............................................................................ _
Занятие 2. Мир растений ..................................................................................... gg
Занятие 3. Мир животных................................................................................. 100
Занятие 4. Человек............................................................................................... 101
Занятие 5. Наскальная живопись ................................................................... 103
Занятие 6. Буквица .............................................................................................. 104
Занятие 7. Кисточка предков............................................................................ 105

Музыкальное творчество ........................................................... 107
Занятие 1. Утро в лесу ........................................................................................ —
Занятие 2. Встреча в концертном зале .......................................................... 108
Занятие 3. Лебединая песнь.............................................................................. НО
Занятие 4. Завтра будет счастливый день! .................................................. 112
Занятие 5. Времена года ..................................................................................... 113
Занятие 6. Подснежник ...................................................................................... 114
Занятие 7. Белые ночи ........................................................................................ 115

Мини-панорама итоговых занятий по теме «Вышли все мы из природы» .......................... 117
Занятие 1. Как это было? ................................................................................... —
Занятие 2. Цветные голоса природы.............................................................. 124
Занятие 3. Неизведанное рядом ...................................................................... 126
Занятие 4. Сиреневый бал природы............................................................... 131
Тема 3. Россия.Золотой век.................................... 137

Познавательная деятельность ....................................... 138
Занятие 1. Наша голубая планета ............................................................. —
Занятие 2. Многоликая Луна ..................................................................... 140
Занятие 3. Солнце - большая звезда .......................................................141
Занятие 4. День-ночь .........................................................................143
Занятие 5. Готовимся к космическому путешествию ............................ 144
Занятие 6. Большое космическое путешествие ..............................145
Занятие 7. Небесный зоопарк .................................................................... 146
Приложение.................................................... 147

Художественно-речевая деятельность.....................150
Занятие 1. А.С. Пушкин - солнце русской поэзии Золотого века...... —
Занятие 2. Подруга дней моих суровых....................................... 152
Занятие 3. Сказочный мир А.С. Пушкина........................ 154
Занятие 4. За что мы любим эти сказки? .......................................155
Занятие 5. Не задавайся, не проси лишку, а то останешься у разбитого корыта....................... 156
Занятие 6. Сказки А.С. Пушкина - наука о жизни .................................. 158
Занятие 7. Сказки А.С. Пушкина и торжество добра и справедливости .................................... 159

Художественно-творческая деятельность ................................. 161
Занятие 1. Художник-портретист М.А. Кипренский .............................. —
Занятие 2. Художник-портретист Тропинин ............................................. 163
Занятие 3. Художник-портретист И.Н. Крамской ................................... 164
Занятие 4. Автопортрет ...................................................................................... 165
Занятие 5. Художники-пейзажисты .............................................................. 166
Занятие 6. Правила перспективы ................................................................... 168
Занятие 7. Лесной художник............................................................................ 169

Музыкальное творчество ...—...................................................... 171
Занятие 1. Звезды как люди. Люди как звезды.......................................... —
Занятие 2. Я помню чудное мгновенье.......................................................... 172
Занятие 3. Вальс-фантазия ............................................................................... 173
Занятие 4. Автобиографические странички из жизни великого композитора М.И. Глинки. 1-я страничка. ........ 174
Занятие 5 Автобиографические странички из жизни великого композитора М.И. Глинки. 2-я страничка ...... 175
Занятие 6 Автобиографические странички из жизни великого композитора М.И. Глинки. 3-я страничка ....... 176
Занятие 7 Автобиографические странички из жизни великого композитора М.И. Глинки. 4-я страничка ....... 177

Мини-панорама итоговых занятий по теме «Россия. Золотой век»........................... 179
Занятие 1. О чем нам поведали звезды? ....................................................... -
Занятие 2. Что за прелесть эти сказки. Каждая есть поэма ................... 181
Занятие 3. Не знаю счастья большего, чем жить одной судьбой ......... 191
Занятие 4. И снова музыка звучит! И снова мы в далеком прошлом! .... 197

Предисловие.

Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников «Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Не видишь разве, как велика ее сила? Не видишь, что ей служат и люди, и животные? Ведь она босая обошла полсвета!.. Не у нас ей занимать силу!.. Сила в ее милом, невинном детском сердечке!!» Г.Х. Андерсен «Снежная королева» Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Самое большое счастье для родителей - вырастить здоровых и высоконравственных детей. Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей - эти идеи были истоками создания программы «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников». Главной целью данной педагогической системы является создание оптимальных условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через грамотное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении на основе синтеза опыта традиционной российской системы общественного дошкольного образования и обобщения, систематизации, интеграции достоверных, научно-исторических материалов.
В основу программы положены важнейшие стратегические принципы современной системы российского образования: - профессиональная компетентность педагога, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии его с ребенком; - сохранение самоценности дошкольного периода, как созидательного, раскрывающего ребенку окружающий мир и высокую духовность национальной культуры; - сочетание научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника - Игру; - взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности - как главный принцип формирования творчески активной личности дошкольника; - единство тематических целей и специфичность средств выразительности каждого вида искусства в отдельности.

Применение программы «Моя страна» в практической деятельности способствует решению большинства воспитательных задач:
1. Формированию эстетически развитой личности, эмоционально отзывчивой на высокохудожественные произведения, исторические факты становления и развития национальной культуры, ее традиции и обычаи.
2. Развитию активности творческого потенциала нравственных начал у дошкольника через осознание самого себя в своих поступках, чувствах, поведении.
3. Совершенствованию коммуникативности среди взрослых и сверстников.
4. Соприкосновению дошкольника с высоконравственными идеалами общечеловеческих ценностей и национальной культуры мирового значения.

Содержание программы «Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувству дошкольников» включает в себя 3 темы:
1. «Русь изначальная». Становление Руси, быт и уклад жизни наших предков.
2. «Вышли все мы из природы». Зарождение славянской письменности. Кирилл и Мефодий.
3. «Россия. Золотой век». Великие люди великого века. Каждая из тем является общей для разных видов детской деятельности: - познавательной; - художественно-речевой; - художественно-творческой; - музыкальной. Г
лавным условием реализации данной программы является естественное «вхождение» в целостный педагогический процесс, который выстраивается по принципу тематического доминирования воспитательно-образовательных целей.



 



© С.В.Кульневич

Сайт управляется системой uCoz