Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 





      


Книги - почтой

:::   


 


НОВЫЕ КНИГИ АВГУСТА


Занятия по обучению грамоте в ДОУ:
Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ


УДК 373.24
ББК 74.102 328


3 28
Занятия по обучению грамоте в ДОУ: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // Авт.-сост. Кулешова Л. А. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. - 127 с. ISBN 5-98225-030-9
В пособии представлены 30 занятий по обучению грамоте с элементами риторики в подготовительной группе ДОУ. Даны перспективный план работы по обучению грамоте в старшей и подготовительной группах, годовой план работы по всем возрастным группам, планы-схемы, предусматривающие межпредметные связи и сотрудничество с психологом и родителями, примерный план работы с родителями.
Другие публикации настоящего издания в любой форме, в целом или частями, являются противоправными и преследуются по закону.

© Кулешова Л. А., автор-составитель, 2005
© Оформление.
ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005
ISBN 5-98225-030-9

Гл. редактор С.С. Лакоценин. Отв. редактор Ю.А. Крапивин. Набор В.И. Токарев. Верстка А.И. Клюшкин. Обложка Ю.А. Крапивин. Изд. лиц. ЛР 65-40 от 24.08.99 г. Подписано в печать 11.02.05. Бумага газетная. Формат 60x84 1/16. Объем 8 п. л. Гарнитура «Петербург». Печать офсетная. Тираж 10 000 экз. Заказ № 11045 Щв-sm).
Издательство ТЦ «Учитель». ЧП Лакоценин. г. Воронеж, ул. Ворошилова, 38а.
Отпечатано на Федеральном государственном унитарном предприятии Смоленский полиграфический комбинат Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. 214020, г. Смоленск, ул. Смольянинова, 1.


Содержание

Предисловие............................................................................... 3
Нестандартное (дивергентное) мышление
на занятиях по обучению грамоте...................................................... 5
Творческий план по подготовке к обучению грамоте ...................................... 10
Годовой план по подготовке к обучению грамоте и риторике ...................... 14
Перспективный план по подготовке к обучению грамоте и риторике в старшей группе .........................  23
Перспективный план по подготовке к обучению грамоте и риторике в подготовительной группе  .... 28
Календарный план работы с родителями по подготовке детей к обучению грамоте.................................... 34

Методические указания к программе
«Риторика речи детей дошкольного возраста» ............................ 37
Риторика речи детей дошкольного возраста (в схемах).................................. 38
Подготовка к освоению грамоты (схема) ............... 42
Подготовка к освоению грамоты в старшей группе (схема).......................... 44
Подготовка к обучению грамоте в подготовительной группе (схема)....... 46
Формы организованной деятельности по подготовке к освоению грамоты (схема) .................................. 42

Конспекты занятий в подготовительной группе
Занятие 1. Знакомство детей с гласными второго ряда. Мелодика речи.
Интонационные схемы предложений................ 52
Занятие 2. Буква Я обозначает два звука. Интонация. Логическое и эмфатическое ударение.................. 54
Занятие 3. Буква Ё обозначает два звука. Лексика. Омонимы .................... 57
Занятие 4. Знакомство с транскрипцией.Общие понятия. Психологические ритмические паузы.. ... 59
Занятие 5. Слова с заданным ударным гласным звуком. Поэтическая лексика. Литературная аналогия ... 61
Занятие 6. Буква Ю. Графические схемы предложений. Символическая аналогия ... 63
Занятие 7. Звуки [и], [у]. Личная аналогия (эмпатия).................................. 65
Занятие 8. Буква Е. Метод фокальных объектов.............................................. 67
Занятие 9. Звуки [и] [э]. Поэтическая лексика. Аллитерация. Метафора68
Занятие 10. Словообразование. Словоизменение ............................................ 71
Занятие 11. Предложение. Жанры и стиль ......................................................... 73
Занятие 12. Словообразование. Сила голоса. Интонация............................. 75
Занятие 13. Слова определенной звуковой структуры. Темп ...................... 77
Занятие 14. Звуковые и буквенные «цепочки» слов. Виды омонимов. Орфоэпия ................. 79
Занятие 15. Звуковые модели слов. Сравнительная характеристика литературных жанров. Понятие о рифме ..... 82
Занятие 16. Чтение и печатание коротких слов и предложений.

Речевой этикет......................................................................................... 85
Занятие 17. Возникновение письменности. Тактильная память................. 87
Занятие 18. Орфоэпия. Контекст предложения................................................ 88
Занятие 19. Буквы ь и ъ. Метод каталога............................................................. 91
Занятие 20. Состав слова. Анализ предложения. Виды предложений...... 94
Занятие 21. Чтение коротких слов по таблице, дифференциация согласных и гласных звуков................. 96
Занятие 22. Общая структура языка (звук, слог, слово, предложение, текст) .......................................... 99
Занятие 23. Звук и буква. Слог, слово ................................................................ 104
Занятие 24. Звуковой и слоговой анализ слов................................................. 106
Занятие 25. Чтение складов, составление слов из складов и слогов (по методу Зайцева). Чтение по методу Е.Федорина . ....... 109
Занятие 26. Общее представление о грамматической структуре языка.

Рифма...................................................................................................... 111
Занятие 27. Элементы программы Д. Эльконина........................................... 113
Занятие 28. А. С. Пушкин. Простота и величие поэта................................... 115
Занятие 29. Богатыри - защитники земли Русской (знакомство с былинами)................................. 117
Открытое итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе........................................... 122

Список литературы..................................................................................................... 124

Предисловие

Данное пособие цикла по подготовке детей к обучению грамоте с элементами риторики и нестандартным (дивергентным) образом мышления.
Основная цель данного пособия не столько обучающая, сколько развивающая и раскрывающая потенциальные творческие способности каждого ребенка, от которых зависит успешность приобретения знаний, умение неординарно мыслить и приобретать в дальнейшем определенные навыки и умения.
Путь определения способностей дивергентного (креативного) мышления - это выявление динамики успехов ребенка в процессе развивающего обучения.

В пособии представлены:

- тезисное сообщение на тему «Дивергентный образ мышления на занятиях по обучению грамоте и риторике»;
- творческий план, в котором изложены основные направления работы по данной теме по 4 этапам;
- перспективный план работы в старшей и подготовительной группах со сроками реализации;
- годовой план работы по всем возрастным группам;
- планы-схемы, предусматривающие межпредметные связи и сотрудничество с психологом, а также с родителями, поэтому представлен примерный план работы с родителями.

В последнее время в работе с детьми все больше внимания уделяется развитию художественно-образного мышления детей, этическому восприятию текста литературных произведений, работе над интонационной выразительностью речи (логическим, эмфатическим и психологическим паузам и ударениям), что, несомненно, способствует развитию дивергентности мышления и в конечном итоге, как это ни звучит, быть может, парадоксально, развитию и становлению личности ребенка.
Предложенные конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе являются примерными и предполагают творческий подход к их использованию. Их назначение - помочь рационально спланировать программный материал, выбрать методы и приемы обучения.
Обязательно должен учитываться уровень развития детей и развивающая среда в детском учреждении.
Дивергентный образ мышления предполагает развитие воображения в двух его основных формах: как порождение идеи и как возникновение плана ее реализации. Следует приветствовать на данных занятиях самостоятельность детей, необычность (по отношению к традиционному), богатство и разнообразие ассоциаций. Любая точка зрения приемлема. Необходимо приветствовать широту категоризации, отдаленность ассоциаций, неожиданность использования предметов, придание им нового функционального значения, обобщение явлений, не имеющих, казалось бы, очевидных связей. Приветствуйте любую аналогию, глав¬ное, чтобы ребенок как-то мог ее объяснить, пофантазировать. Подключайтесь к фантазии не навязчиво, а как полноценный партнер. Воспитывайте в детях чувство уверенности в себе (в разумных пределах), которое базируется на сознании самоценности с пониманием достоинств в себе самом и окружающих.
Чтобы достичь желаемого результата, необходимо тесное сотрудничество в работе с детьми воспитателя, педагога дополнительного образования и родителей. Воспитатели закрепляют предложенный педагом материал на занятиях познавательного цикла, а также в течение всего дня в различных формах (дидактические игры, лото, настолько-печатные игры и др. материал). Формы деятельности различны, главное, чтобы они отвечали поставленной цели. Не меньшая задача стоит и перед родителями. Дома в игровой форме непринужденно, абсолютно раскрепощенно, создав для ребенка должный эмоционально-психологический комфорт, родителям предлагает закреплять предложенный материал (только с согласия и желания родителя и ребенка). Для того, чтобы материал для детей был преподнесен правильно с точки зрения методики, и предлагаются консультации для родителей, чтобы достичь единства подходов, методов и приемов обучения и развития ребенка.
Предлагаемый материал является примерным и предполагает творческий подход. См. Календарный план на стр. 34.



 



© С.В.Кульневич

Сайт управляется системой uCoz