|
|
Содержание
Предисловие ...........................................................................3 1. У истоков педагогики здоровья .........................................7
2. Российская педагогика здоровья ....................................18
3. Мониторинг здоровья школьников России .....................38
4. Основы педагогики здоровья ...........................................45
1). Педагогические смыслы понятия «здоровье» ..........45
2). Образ жизни и здоровье..............................................47
3). Составные части здоровья .........................................50
4). Нравственные основы педагогики здоровья.............53
5). От понятий к механизму педагогики здоровья..........56
5. Факторы, влияющие на формирование здоровья учащихся
(причины болезней, блоки здоровья) ..................
64 6. Особенности здоровья детей и возможности педагогики
здоровья...72 1). Педагогика здоровья и особенности
межличностных отношений....76 2). Особенности адаптации
учащихся в педагогике здоровья..….......... 81 3).
Половозрастные особенности школьников...............95
7. Концепция воспитательно-оздоровительной деятельности
образовательного учреждения (ВОДОУ) (цели, задачи,
комплексный и многоуровневый подходы, принципы)…
98 8. Образовательно-оздоровительные средства педагогики
здоровья ...........................108 1). Общие
методы педагогики здоровья.......................
109 2). Педагогические условия формирования здорового
образа жизни ........................114 3). Педагогические
условия самоорганизации культуры здорового образа
жизни ...118 4). Технология развития мотивов здорового
образа жизни .........................................125
5). Организационные формы педагогики здоровья ....133
9. Диагностика состояния здоровья ..................................140
10. Управление воспитательно-оздоровительным процессом
.....................................150 11. Технология
создания системы ВОДОУ ......................156
12. Педагогика здоровья и образ жизни педагога ...........173
Заключение ..........................................................................181
Приложения 1. Опросник субъективных жалоб на здоровье..........
184 2. Инструкция по созданию ученической структуры,
отвечающей за поддержание здорового образа жизни
в классе .................................................184
3. План работы кафедры здоровья и спорта учащихся...........................186
Примерная программа и содержание курса «Педагогика
здоровья учащихся» для общеобразовательных учреждений
....................................190 5. Здоровьесохраняющая
мастерская......................... 197 6. Анализ
урока с физиолого-гигиенических, санитарных и экологических
позиций............201 7. Темы педагогических советов и родительских
собраний ........................................205
8. Материалы к родительскому собранию..................206
9. Методика изучения субъектной позиции педагога
..............................................209
Использованная литература...............................................212
ПРЕДИСЛОВИЕ
Так уж сложилось, что здоровье ученика
в образовательном учреждении традиционно понимается
как основная забота школьных медицинских работников
и учителей физкультуры. Однако, хотелось бы сразу
предупредить, это пособие - не только и не столько
для врачей и педагогов, непосредственно отвечающих
за здоровье тела, сколько для всех педагогов, работающих
с детьми в школе. Несмотря на возрастание числа
нездоровых школьников до критических величин (по
данным М.В. Антроповой только 10% учащихся могут
считаться здоровыми), в педагогике, вопреки реальности,
продолжает существовать априорное допущение о том,
что педагогическая наука рассматривает обучение
и воспитание здоровых детей здоровыми учителями
в нормальных условиях, несколько завуалированное
декларированием охраны здоровья детей. Причина
подобной ситуации кроется в особенностях развития
российского общества в советский период, когда здоровье
оказалось отчужденным от личности, и вся ответственность
была делегирована системе здравоохранения. Ситуация
усложняется тем, что система здравоохранения, по
признанию самих ученых-медиков, основана на паталогоцентрической
парадигме. Усилия врачей сконцентрированы на болезнях,
а не на здоровье. Вместе с тем, за прошедшие десятилетия
в медицинской и биологической науке накоплен богатейший
материал по оценке влияния обучения на здоровье
детей (работы М.В. Антроповой, ММ. Безруких, С.М.
Громбаха, С.П. Ефимовой, М.Т. Матюшонок, Г.Н. Сердюковской,
А.Г. Сухарева, А.Г. Хрипковой), требующий не столько
медицинского, сколько педагогического осмысления.
Сегодня медицинская проблема здоровья подрастающего
поколения переходит в иную плоскость и становится
категорией педагогической, развивая различные подходы:
аксиологический, культурологический, антропологический,
гуманистический, синергетический и др., охватывая
духовно-нравственный, социальный, психологический
и биологический аспекты. Главная наша беда в том,
что мы не научились быть внимательными к человеку,
к его духовному миру, входить в его положение, а
судим только односторонне, со своих позиций. Имея
дело с детьми, учащимися, мы нередко видим в них
лишь объект нашего воздействия, игнорируя, может
быть, самое главное - то, что это не столько объект,
сколько субъект, активная личность. Современное
состояние общества предъявляет новые, более высокие
требования к человеку и его здоровью. Здоровье -
важный фактор жизнедеятельности человека, означающий
не только свободу деятельности, но и обязательное
условие его полноценного участия в физическом и
умственном труде, в общественной и личной жизни.
В последнее время наблюдается постоянное ухудшение
здоровья всех категорий населения. Особое беспокойство
вызывает состояние здоровья молодого поколения.
За последние 10 лет частота выявленных функциональных
нарушений и хронических болезней у учащихся возросла
более чем на 20 % По данным НИИ гигиены и профилактики
заболеваний детей и учащихся 53% школьников имеют
ослабленное здоровье, около 90% - отклонение в
психосоматическом развитии, 80% страдают от гиподинамии.
За годы обучения в школе число учащихся с близорукостью,
нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает
в 5 раз, с психоневрологическими отклонениями -
в 1,5-2 раза. В специальной литературе появились
такие, связанные со школой, термины, как «школьный
стресс», «дидактогения», «школофобия». Беспокойство
вызывает и то, что девушек, имеющих серьезные длительные
заболевания, в 3 раза больше, чем юношей. А ведь
здоровье будущих матерей определяет здоровье нации.
Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. В
России средний возраст начала употребления алкоголя
среди мальчиков снизился до 12,5 лет, среди девочек
-12,9 лет; возраст приобщения к токсико-наркотическим
веществам снизился до 14, 2 лет среди мальчиков
и 14,9 -среди девочек. За последние пять лет число
больных наркоманией увеличилось в 19,3 раза, больных
токсикоманией - в 15,7 раза. По существующим прогнозам,
рост показателей, связанных с употреблением наркотических
веществ, будет продолжаться вплоть до 2010 года.
Все это крайне негативно сказывается на интеллектуальном
развитии учащихся: 13% отстают от среднего уровня
развития, 25% испытывают затруднения и не могут
полностью освоить программу общеобразовательной
школы. К основным причинам, негативно влияющим на
состояние здоровья учащихся, нужно отнести снижение
качества и уровня жизни, ухудшение условий учебной
и досуговой деятельности, качества питания, экологической
обстановки, увеличение стрессовых нагрузок и, как
следствие, нервно-психических расстройств. Очевидно,
что сегодня нужны экстренные и кардинальные меры
для устранения негативной ситуации со здоровьем
населения. По свидетельству Г.И. Молчанова и М.С.
Лукьянчикова, к семилетнему возрасту здоровыми остаются
23% детей, но по данным углубленных исследований
к группе полностью здоровых из них можно отнести
лишь 8,8 %. На фоне ужасающей экологической обстановки
участились нарушения нервно-психической сферы: неврозы,
шизофрения, параличи и инсульты, самоубийства, половые
и эндокринные расстройства. Однако медицинские
нововведения не смогут обеспечить существенного
улучшения здоровья людей, если не произойдут опреде¬ленные
изменения на уровне образовательных учреждений,
задачами которых должны быть:
• использование здоровьесберегающих
технологий образования и формирование правильной
системы ценностей, мотивов и установок, ориентация
учащихся на здоровый образ жизни;
• интеграция
медико-биологического, психологического и социально-педагогического
знания, ориентированного на духовно-нравственное
становление личности ребенка. Реализация задач
формирования здоровой личности учащегося и всей
системы учебно-воспитательной работы в образовательном
учреждении невозможна без тесного сотрудничества
всех участников педагогического процесса: детей,
родителей, педагогов.
Представления у детей и их
родителей о здоровом образе жизни должны формироваться
с раннего возраста ребенка. Формирование здоровья
и образа жизни в детском и подростковом возрасте
на 75% определяется условиями, созданными в семье
и образовательно-воспитательном учреждении. С приходом
ребенка в образовательное учреждение родители сразу
сталкиваются с проблемой сохранения его здоровья
и полноценного развития. Во взаимодействие с семьей
вступают не только педагоги, но и медицинские работники,
повара, заведующие образовательными учреждениями
и другие категории работников. От слаженной работы
всех структур зависит здоровье ребенка. В конце
70-х годов Б. Г. Ананьев акцентировал внимание на
наметившейся тенденции сближения педагогики и медицины
в отношении решения проблемы обеспечения здоровья
подрастающего поколения. Интеграция усилий стала
воз¬можной с появлением в 80-е годы XX столетия
новой синтетической области научного знания - валеологии.
Валеология (от лат. Vale - быть здоровым, logos
-наука) рассматривает целостное здоровье человека,
причины и механизмы его формирования, сохранения
и совершенствования. Идеи валеологии развиваются
ГЛ. Апанасенко, И.И. Брехманом, Э.М. Казиным, В.П.
Казначеевым, Г.А. Кураевым, А.А. Разумовым и др.
Помимо того, что представленный в пособии материал
представляет собой содержание спецкурса для педагогических
учебных заведений, он дает возможность системно
подойти к решению данной проблемы в любом образовательном
учреждении, а также позволит полнее реализовать
воспитательный и развивающий потенциал в знаниях
о человеке и его здоровье. В пособии внимание акцентируется
на разносторонних познавательных аспектах формирования
здоровья учащихся, их образа и стиля жизни.
|